Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
(Василий Ключевский)
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Все началось с моего первого урока…
Это было на четвертом курсе, нас отправили на педагогическую практику в одну из городских школ.
Приветливый наставник, Вячеслав Владимирович, доверил мне 8 класс.
Тема моего урока - «Энергия». Ничего сложного для студента четвертого
курса физико-математического факультета. Но почему-то, как только
прозвенел звонок на урок, появилось небольшое волнение. Захожу в
кабинет, ученики приветствуют стоя.
Прошло 15 минут, все идет по плану…только горло пересыхает…
«В
целом урок прошел на хорошем уровне», - подбодрил меня после урока
наставник. Но речь не об этом, а о том, как ученики «смотрели мне прямо
в рот», воспринимая каждое слово, и глаза их горели любопытством и
восхищением.
Через три недели практика закончилась. Прощаясь с
классом, я осознал, насколько я к ним привязался. Ведь за это короткое
время мы успели побывать в музее, участвовали на празднике, посвященном
23 февраля, ходили на каток, провели вечер в классе. Было много улыбок
и смеха.
Теперь я работаю в школе, которую окончил в 2001 году. Мудрые учителя оказались отзывчивыми коллегами.
Все течет, все меняется, меняются требования, предъявляемые к ученику.
Нерешенным остается вопрос: какие качества, компетенции ученика должны
быть постоянными, а какие - динамичными, необходимыми современному
молодому человеку, выпускнику школы, в связи с требованиями «нового»
времени. В век информатизации и перемен, когда сотовый телефон,
компьютер, интернет, становятся неотъемлемой частью процесса общения, главная задача учителя
- не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать
наиболее удобный и верный путь получения информации, ее анализа и
грамотного использования. В процессе общения с учителем идет
нравственный рост, обучение и воспитание учащихся. Важный момент этого
взаимодействия – принятие личности ученика с ее достоинствами и
недостатками. Как учитель-предметник я стараюсь делать это на уроках
физики, как классный руководитель на уроках самосовершенствования в моем классе.
Особенное влияние на развитие ребенка оказывают
окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.
Педагог должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к
социальным запросам общества и просто любить своих учеников.
Стремлюсь к профессиональному самосовершенствованию и творческой самореализации. Для этого принимаю участие в различных творческих конкурсах и перенимаю опыт коллег. Проявляю честность и принципиальность как в профессиональном плане, так и в своей повседневной жизни.
Первоочередной вопрос для преподавателя любого предмета – чему и как учить. Цели изучения физики: формирование мировоззрения о целостности картины мира и развитие логического мышления, развитие умения наблюдать и объяснять явления природы, способностей к анализу и синтезу, формирование устойчивого интереса к предмету и подготовка к продолжению образования. Я считаю, что реализация этих целей зависит и от конкретного учебного материала, с которым работают ученики. Конкретные же задачи курса вижу в том, чтобы сформировать представление о содержании и методах классической физики, ее роли и месте в современной цивилизации и мировой культуре, ознакомить с идеями современной, в том числе компьютерной физики, обучить использованию информационных технологий для решения физических задач. На самом деле, информатизация образования является необходимостью в борьбе за конкурентоспособного и успешного ученика. Мой кабинет оборудован автоматизированным рабочим местом, а цифровыми образовательными ресурсами, в том числе электронными учебниками, авторскими презентациями учителя и ученика и другими пособиями, которые используются почти на каждом уроке, сегодня уже не удивишь. С 2008 года на базе нашей школы начал работать сайт по естественнонаучным дисциплинам. С 2009 года организовываю дистанционную олимпиаду по физике "ВЕКТОР".