После вступления в силу закона школам, вузам и детским садам вновь придется переделывать вывески, бланки и печати. Закон окончательно уничтожает понятие "образовательное учреждение". Теперь все должны стать "образовательными организациями" - формой некоммерческой организации (автономной или учреждения). ДОО - дошкольная образовательная организация, ОО - общеобразовательная организация, ПОО - профессиональная образовательная организация, ООВО - образовательная организация высшего образования. Интересно, что слово "школа" вообще отсуствует в тексте закона: школ больше вроде как и нет, осталось только "дошкольное образование" и "школьники".
Образовательные организации, по закону, приблизились к обычным НКО, то есть самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь с учетом уровня и характера программ различные подразделения. Штатное расписание и бюджет также может быть индивидуальным для каждой конкретной организации. На практике это будет означать волю учредителя (государственного, муниципального или частного): если он захочет дать свободу, то можно придумывать свой подход, если нет, то все останется по-старому: по типовым вариантам, принятым в данной местности.
Интересна норма закона, по которой образовательная организация вправе возложить на договорной основе на третьих лиц организацию управления, научное, методическое, ресурсное и прочее обеспечение своей деятельности. Если понимать ее буквально, то для управления учебным заведением может быть нанята специальная управляющая компания. В действительности этот пункт будет оправдывать существование централизованных бухгалтерий, транспортных компаний, методических кабинетов и комбинатов школьного питания. Так что продекларированная в законе свобода образовательных организаций в определении содержания образования и выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий, скорее всего, останется декларацией.
А вот ответственность серьезно ужесточается. "Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества".
Предвидя, что подобный подход может привести к многочисленному сутяжничеству, законодатель предлагает в каждой образовательной организации иметь свой маленький суд - комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Эта первая инстанция и должна снимать большинство конфликтов, не доводя их до судебного разбирательства.
Получил плохое образование - получи компенсацию
Большой раздел закона - о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. "Родителя являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". Далее - ребеночек поступает к профессионалам, у которых есть свободы: преподавания, исследований и от вмешательства в профессиональную деятельность.
Статья 32 законопроекта посвящена лицам, осуществляюшим индивидуальную педагогическую деятельность. Примечательно, что обладая всеми правами участников образовательного процесса, они могут осуществлять свою деятельность, в отличие от образовательных организаций, без лицензии. То есть один педагог, обучая своего воспитанника, может заменить собой целую школу, если он выполняет государственный стандарт.
Не только индивидуалы, но и все преподаватели, гласит закон, имеют право на творческую инициативу, выбор учебников и учебных пособий, материалов и иных средств обучения, правда, ограниченную образовательной программой.
Впрочем, если свобода привела к некачественному образованию, это дает право "первым педагогам" и самим обучающимся требовать возмещение ущерба. Если суд признает правоту родителей (а именно, что образовательная организация или индивидуальный предприниматель не обеспечили выполнение госстандартов), то ребенок может пройти повторное обучение, а также получить соразмерную денежную компенсацию.
Пряники для педагогов в законе тоже есть - право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений.
Ну что еще? Педагогам, участвующим в проведении ЕГЭ, будут также доплачивать.