Годами муссируется тема о мотивации аудитории к e-learning. В последнее
время чаще всего попадаются соображения, что eL ученик должен обладать
особыми - усиленными - волевыми качествами и жаждой к познанию.
Разработчики же пытаются поддержать волю к учению и страсть к познанию
то ярким визуальным рядом, то упрощенным донельзя языком, то
заигрыванием с ориентировочным рефлексом и рефлексом "что это", то вау-интеракциями, смысл которых недоступен даже их сочинителям.
Ответ
же на вопрос о мотивации взрослой аудитории к учению найден давно, еще
до эры eL: создайте учащимся такие условия, чтобы освоение знаний и
действий было им выгодно, а
главное - чтобы их применение должным образом в нужных обстоятельствах
поощрялось и вознаграждалось, а неадекватное использование изученного -
осуждалось.
Мало обучить. Более того, бессмысленно и чревато ... ... ... /впишите нужное/
обучать тому, что не может быть вменяемо, легко и беспрепятственно
применено в обстоятельствах N, а тем более, применение чего сопряжено с
преодолением трудностей на том рабочем месте, трудиться на котором тебя
готовят. К примеру, участвую сейчас в одном сетевом курсе по стратегиям
eL в компаниях (и вузах). Много внимания уделяется технологиям сетевого
обучения. На форумах, гуглдоксах и блогах стоит стон: а кто нам это
позволит, где предписанная сверху стратегия, кто ее будет
писать/разрешать? все изучаемое хорошо и красиво, да больно хлопотно и
себе дороже... И немногим в голову приходит, что стратегия обучения -
это также искусство возможного в конкретных, реальных, а не
предполагаемых обстоятельствах.
Пример 2. В некой компании
провели опрос рядовых сотрудников. Было выявлено (о, ужас!), что
линейные менеджеры грубы и неласковы с самым ценным ресурсом компании,
типа людьми. Нашли выход: электронно обучить линейных менеджменту в
стиле коучинга. Нюанс только в том, что сложно нижнему менеджменту
коучировать своих подчиненных, когда им управляют авторитарно и требует
результатов работы в том же стиле. Вот и выходит, что обучение не
столько решает проблемы бизнеса, сколько усугубляет старые + создает
новые.
Коллеги, будем реалистами: станем учить тому, что здесь
и сейчас выгодно и полезно аудитории и бизнесу. Организуем учебный
процесс так, чтобы избегать его стало себе дороже, а не наоборот.